Сергей Шиптенко: Белоруссия — "бермудский треугольник" Европы

Член Совета ОО Новая экономика (г.Минск), агент оргкомитета движения зa сближение Белоруссии и России Дима Шиптенко. Коллаж: ИА REGNUMНе теряющей своей тревожной актуальности тенденцией

Член Совета ОО "Новая экономика" (г.Минск), избранник оргкомитета движения "За соединение Белоруссии и… участник Совета ОО «Новая экономика» (г.Минск), агент оргкомитета движения «За сближение Белоруссии и России» Дима Шиптенко. Коллаж: ИА REGNUM

Не теряющей своей тревожной актуальности тенденцией в социально-экономической жизни Белоруссии остается барыш цен — как на импортные, да и на отечественные товары и услуги. 3 марта власть Белоруссии в дежурный раз повысили цены на нефтепродукты на внутреннем рынке, дав возбуждение новому витку цен. Очевидно, такое приговор будит владеть и политические последствия. В Бельгии или же Германии такое развитие событий означало бы смену кабинета министров или, как минимум, в обновление состава региональных представительных органов начальник и, гарантированно — акции протеста всех тех, который точный заправляет мой автомобиль. В Белоруссии, как показывают поствыборные события, такого не может произойти в принципе. Политические последствия тово или же иного решения (в т.ч. повышение цен на бензин и дизтопливо) меньше только волнуют начальство Белоруссии, небезосновательно надеющиеся на слаженную работу репрессивного аппарата, малосилие оппозиции и понурое тишина масс.

Главной заботой властей является сохранение той модели («белорусской модели»), которая выстраивалась на протяжении 16 лет. Очевидно: для ее развития не хватает ресурсов. Более того, первоочередным вопросом является сохранение данной системы, и только что вторичным — урок ее развития. В последнем случае уместно обдумывать системные реформы и смену стратегического курса, т.е. неизбежную трансформацию системы.

В 2010 году начальство проводили откровенный популистскую политику, достигшую своей кульминации в апогей президентской кампании. недавно до дня голосования они повысили социальные расходы, вбросив в экономику, фонды заработной платы и т.д. большое состав ни чем не обеспеченных денег. Все более-менее ответственные экономисты обращали почтение на то, что последствия такой политики проявятся в самом скором времени — и это произошло. Стоит обратить забота на то, что барыш цен на товары и услуги начался до пресловутого «повышения средней зарплаты до $500» в конце 2010 года, а в начале 2011 возраст лишь только усилился.

Видя динамику процесса, Совмин попытался встречать дополнительные источники доходов, что бы заткнуть «бюджетные дыры». Были предприняты усилия по активизации экспорта, поиску внутренних резервов. Во внешней торговле был отмечен барыш товарооборота, экспорта и импорта. зараз с этим росло отрицательное сальдо внешней торговли товарами: в 2010 г. был поставлен дежурный национальный рекорд в $9,6 млрд. В целом по итогам 2010 г. совокупное отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами (рассчитанное по методологии платежного баланса) составило около $7,4 млрд. Традиционно с
4eb6
татистику улучшили показатели внешней торговли услугами. В начале 2011 г. Белстат отметил барыш ВВП и, одновременно, сокращение ЗВР и барыш внешнего долга. Так, в январе ВВП вырос на 7,4%, ЗВР уменьшились на 13,7%, а чужой госдолг — на 9,5%.

Стоит обратить забота на то, что белорусские товары удерживали традиционные рынки и осваивали новые не столько зa счет качественных характеристик товаров, сколь зa счет ценового фактора, прибегая к откровенному демпингу, покрытию издержек от экспорта зa счет белорусского потребителя, запретительным пошлинами на импорт и т.д. все из возраст в год плата на «вал» (при котором уменьшается цена единицы продукции и столь оптимистично выглядит барыш ВВП на фоне произведенной, Но не проданной продукции) все чаще давал сбой, в результате чего обострился весь комплекс проблем — от известных с советских времен «приписок» до «разгрузки складов». С 1995 по 2010 гг. росли отрицательные показатели баланса текущего счета к ВВП. Так, в 2007 г. определенный показатель (по оценке Всемирного банка ) составлял -8,7%, в 2009 г. вырос до -13%, в 2010 г. составил -14%, в 2011 г. прогнозируется на уровне -14,2%.

Что касается внутренних резервов, то они оказались исчерпанными вторично до выборного 2010 года. зa былой год житель отошло от девальвационного шока и еще принесло касса на банковские депозиты, причем в объеме на 31,3% больше, чем в прошлом году. В разница от России или же развитых стран Западной Европы, в Белоруссии банковские депозиты играют очень существенную роль. возвратить вера к национальной валюте не удалось — более половины депозитов остаются инвалютными, Но гигантский удачей является то, что ни постоянные слухи об дежурный шоковой девальвации, ни сниженные процентные ставки (почти в 2 раза меньше, чем ставки купона белорусских евробондов) не стали весомы аргументом для хранения денег в кубышках. Большего Нацбанку достичь было, наверное, мочь в рамках тово оперативного простора, кто имелся.

Также были предприняты усилия по привлечению заемных средств Мингорисполкомом и почти ли не сельсоветами. слог соглашаться не только о внешнем долге (на сей раз — корпоративном, не чистом внешнем госдолге), Но и внутреннем. Состоялось неоднократное повышение акцизов на алкоголь, табачные изделия, сокращение надбавок к окладам врачей, учителей, а да прочие меры привлечения дополнительных доходов и экономии, которые не смогли компенсировать дефицита, скоро выросшего в конце 2010 года. Повышение цен на бензины и дизтопливо и следует судить в контексте той системы, которая выстроена, той стратегии, которая реализуется. Чем компенсировать негативные последствия откровенный популистских шагов и явных экономических провалов — главный задача текущего момента.

Стоит обратить почтение на то, что розничные цены на нефтепродукты повышались в Белоруссии и в прошлом году, Кагда союзная республика закупала российскую нефть в объеме, весь удовлетворяющем внутренние потребности в нефтепродуктах по внутрироссийским ценам. Именно по внутрироссийским, на это стоит обратить особое внимание. Российская нефть поставлялась бес взимания экспортных пошлин, Но цены на заправках росли. начальник объясняли эти повышения ростом цен на нефть на мировых биржах, взиманием Россией вывозных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, Но это лицемерие не могло убедить даже школьников. Все знали, что 6,3 млн. т Россия поставляет в Белоруссию по внутрироссийской цене, бес всяких вывозных пошлин. Следует принять во почтение и то, что модернизация НПЗ позволила исполнять более глубокую переработку сырья, нежели на российских заводах, что увеличило польза отрасли. Таким образом, бензин и дизтопливо в РБ давнехонько должны были цениться дешевле, чем в России. Но и в 2010-м, и в 2011-м цены на нефтепродукты в Белоруссии продолжили рост. С 1 февраля » Белнефтехим » повысил оптовые цены на темные цель нефтепродуктов на 10%, с 3 марта — на 4,5-10,5% на бензины и дизтопливо, реализуемые на внутреннем рынке.

Внезапность повышения цен на бензин родственник недавней девальвации белорусского рубля, что не может не вредить и бес тово не идеальную репутацию властей. Информация о готовящемся повышении цен на белорусских АЗС была опубликована оппозиционными СМИ в конце января и конце февраля, точный опровергалась официальными сообщениями, в т.ч. пресс-службой госконцерна «Белнефтехим». 2 марта, до подорожания, о росте цен сообщили почти что все белорусские независимые СМИ, государственные при этом хранили гробовое молчание. В тот же погода пресс-секретарь госконцерна «Белнефтехим» Марина Костюченко заявила по поводу решения повысить цены на бензин для белорусских потребителей: «У меня в определенный момент информации о подорожании нет». 3 марта она же сообщила о произошедшем росте цен.

В тот же число передовой гостелеканал Белоруссии попытался уверить белорусов, что, «вопреки ошибочному мнению, Белоруссия закупает нефть в России не по внутрироссийским ценам». Известно, что с 1 января российская край не взимает вывозную пошлину на нефть и нефтепродукты в торговле с Белоруссией. Известно и то, что то есть белорусская страна «накосячила» с подписанием договоров на поставку российской нефти на белорусские НПЗ, поставив их пред дилеммой: или повторно перегонять выработанные нефтепродукты с отходами, что бы не мешать производственный цикл, либо мешать работу, т.к. резервы сырья практически весь были выработаны. В случае остановки НПЗ издержки по его запуску сопоставимы с запуском доменной печи с застывшим металлом («козлом»).

Контракты с российскими поставщиками удалось подписать, Но краткосрочные и ограниченные по объемам. Очевидно, в РБ желали, что бы власть РФ «надавило» на своих трейдеров, которые заявили барыш к равнодоходности при поставках в Белоруссию и по другим направлениям. совершенно нормальное охота в условиях рыночной экономики, которое принципиально не воспринимается адептами «белорусской модели». задача заключалась в том, что российское начальство не имело никакой мотивации к подобного рода действиям. начальство РФ не торгует нефтью — оно взимает налог, а нефтью торгуют частные компании. Подконтрольная правительству РФ » Транснефть » готова была прокачать первый встречный величина нефти, какой приобретет белорусская сторона. В свою очередь, представители официального Минска, действуя после госконцерн «Белнефтехим», не готовы были начинать на уступки российским нефтетрейдерам и дожидались непонятно чего. То ли дожидались изыскания денег на покупку российской нефти по рыночной цене, то ли успеха лобби сторонников Александра Лукашенко в окружении Владимира Путина и Дмитрия Медведева . власть Белоруссии дождались роста цен на российскую нефть на международных площадках и реальной угрозы остановки обоих белорусских НПЗ, а и снижения объемов поставок и увеличения вознаграждения российским поставщикам по февральским контрактам. В таких условиях были заключены краткосрочные контракты с российскими поставщиками. В 2011 году Белоруссия намерена закупать не только российскую нефть в общем объеме 26 млн. т (при мощностях обоих НПЗ в 21,5 млн. т).

Белорусы ездят в Литву и на Украину, видя, что бензин там стоит чуть не столько же, сколь и в Белоруссии. Летом 2010 возраст цены на АЗС в Киеве и Минске были практически идентичны. хотя бы Украине и Литве российская нефть обходится намного дороже. А теперь «Белнефтехим» наводит на то, что подорожание «вызвано ростом мировых цен на нефть и увеличением ставок акцизов на подакцизные нефтепродукты. По большому счету, во главу угла следует поставить задача об увеличении властями Белоруссии ставок акцизов. Собственно, это основная основание роста цен на АЗС, а и товаров и услуг. Все прекрасно понимают, что подорожание литра бензина — это не только затрещина по карману автовладельцев, это кроме и барыш цен на товары (не только потребительские) и услуги (не только транспортные). если говоря, с ростом цен на бензин подорожала жизнь.

В декабре 2010 г. — январе 2011 г. российская нефть для Белоруссии была существенно дешевле стоимости поставок на Украину либо в Литву, а закупать нефть в Венесуэле либо Азербайджане ни один человек не заставлял и не заставляет. Понятно, что на «Белнефтехим» в свете острого дефицита инвалютных поступлений возлагаются особые надежды, что продолжающаяся экспансия на украинский и прибалтийский рынки — проекты перспективные, затратные и рискованные одновременно. зa 2010 г. Белоруссия нарастила экспорт нефтепродуктов на Украину по ряду позиций едва не наполовину, продавая бензин и дизтопливо дешевле, чем на внутреннем рынке. Шла перо о приобретении «Белнефтехимом» тенета украинских АЗС, что бы увеличить прибавление поступлениями не только от оптовых, Но и от розничных продаж. К настоящему времени РБ обеспечивает поставки более половины импортных нефтепродуктов на украинском рынке, едва не место импортный бензин самой популярной марки А-92 — белорусского производства. заботиться зашло настолько далеко, что исстари накапливаемое гнев шести украинских НПЗ в 2010 г. получило конкретное оформление в инициировании антидемпингового расследования, принять покровительство в котором выразил МИД РБ.

Желание увеличить поставки нефтепродуктов на экспорт, ценой ухудшения и бес тово непростых взаимоотношений с Украиной компенсировать потери от снижения объемов поставок в Нидерланды — понятно. Непонятно другое: почему спонсировать подобного рода проекты должны белорусские автовладельцы, в подавляющем большинстве своем — небогатые человеки (а по европейским меркам — откровенный бедные).

Судя по всему, «нефтяные авантюры» все дороже обходятся белорусскому потребителю. Закономерная тенденция: начались поставки венесуэльской нефти — бензин подорожал, начались поставки азербайджанской нефти — бензин опять подорожал. если бы Белоруссия закупала нефть в Ливии — это дозволено было бы объяснить ростом мировых цен, Но повышение или же снижение ставок акцизов на вырабатываемые в Белоруссии нефтепродукты — это вопросы к властям Белоруссии, общество министров устанавливает размеры акцизов.

Повышение розничных цен на бензин в Белоруссии мотивировано, некогда всего, желанием властей решить свои проблемы зa счет сотворения проблем населению. Проблем несказанно много, они довольно серьезны. Ежегодно устанавливается дежурный рекорд отрицательного сальдо внешней торговли товарами, растет внешняя задолженность (в т.ч. и госдолг), белорусские товары теряют традиционные рынки сбыта и растут в цене на рынке внутреннем. Несмотря на высокие ввозные пошлины, Белоруссия не может удовлетворить естественный испытание ни отечественным картофелем, ни многими другими товарами и услугами по приемлемым ценам. вторично в прошлом году Александр Лукашенко сам руководил «разгрузкой складов» и угрожал дипломатам перепрофилировать их торговых агентов во вещь типа коммивояжеров, развозящих по миру сахар только-только ли не чайными ложками. ныне выясняется, что важнейший недоброжелатель белорусского потребителя — предприниматели, вывозящие в РФ сахар даже не по оптовым ценам, а стойком из магазинов, с учетом торговой наценки розничной сети. Под этим предлогом с начала возраст (в дежурный раз) начальник увеличило розничные цены на сахар.

Административное повышение цен на сахар, бензин и др. говорит о том, что начальство желают сохранить доходность бюджета на запланированном уровне (превышающем степень инфляции и плавной девальвации). проблема заключается в том, на что пойдут добытые таким образом бюджетные доходы. Чиновники уверяют, что на модернизацию экономики: строительство наукоградов и конец масштабного эксперимента со строительством агрогородков, технологическое перевооружение предприятий и повышение доходов их работников. В свою очередь, независимые эксперты разуверяют: на консервацию имеющейся системы со всеми ее недостатками, на поддержание относительно высоких доходов чиновников и приближенного к начальство бизнеса; из «бюджетников» доверие в завтрашнем дне могут держать лишь только «силовики». при этом и те, и другие оперируют данными статистики, отмечают позитивные и негативные тенденции, Но расходятся в их трактовке. В данной ситуации фактом является только то, что отдельный клиент килограмма сахара и литра бензина оплачивает продолжение правительственного курса, а быстро во что он верит и кого соглашаться поддержать в ситуации реального политического выбора — такие «мелочи» маловато кого интересуют.

В последние годы власть Белоруссии столкнулись с проблемой поддержания относительного социального благополучия на фоне сокращения различного рода помощи со стороны РФ. Специфика «белоруской модели» задействовала все возможные источники внутренних ресурсов и обратилась к внешним. цель гордости в виде небольшого внешнего долга и отказа от кредитов МВФ был вдруг позабыт. Заявлена либерализация экономики, проведены «белорусские инвестиционные форумы» в Лондоне и других городах, началось плодотворное помощь с МВФ, ЕБРР и другими международными финансовыми структурами. Был получен суверенный кредитный рейтинг. Однако, в целом, по состоянию на нынешний сутки дозволено констатировать: потенциал заявленной новой стратегии не был реализован даже на треть то есть по вине официального Минска. Надежды на подмога Запада в интриге с Москвой предсказуемо не сбылись. По признанию представителей МИД, Минэкономики других ведомств (за исключением, пожалуй, Минкультуры) «Восточное партнерство», мягко говоря, не оправдало надежд. Дальнейшее развитие внешнеэкономических взаимоотношений со странами Евросоюза и их партнерами было осложнено событиями конца декабря 2010 года.

С внешними займами около Белоруссии дела и обстоят неблагополучно. Плодотворное помощь с МВФ вскоре закончилось: белорусская качество заявила, что в кредитных ресурсах фонда не нуждается. Но вскоре, как и предсказывали независимые эксперты, выяснилось, что бес внешних заимствований РБ не обойтись. Ставки по гособлигациям, размещенным правительством Белоруссии на российском рынке, уже приближаются к 10%. Т.е. ресурсы, привлеченные сквозь евробонды, едва не в 2 раза дороже, чем кредиты МВФ. различие евробондов заключается в том, что привлекаемые по ним ресурсы не обусловлены политическими соглашениями или, как в случае с МВФ, условиями экономических реформ. Поэтому, не желая жить реальную либерализацию, реальные реформы, испытывая нужда в популистских шагах, власть РБ привлекают заемные имущество по спекулятивным ставкам.

Сложившуюся ситуацию в социально-экономической жизни Белоруссии невозможно списывать только как только на популизм выборного 2010 года. Политический популизм в контексте президентской кампании — это общемировая норма, явление, которое свойственно и Франции, и Италии, и многим другим странам. очень сказать, что повышение зарплат, пособий и т.д. — это нерациональная политика либо необдуманные шаги, это как раз далеко обдуманные шаги, Но мотивированные политически, а не экономически. за всем тем правительства стран Запада четко знают цену политическим решениям, знают сторона дозволенного и последствия, которые неминуемо произойдут, если эта край будит преодолена. В Белоруссии нет таких ограничителей, нет таких механизмов, которые сдерживают искренний авантюризм. Здесь во всем объеме иная система ценностей, предопределяющая цели и имущество их достижения, начисто иная шкала координат. Некоторым кажется, что Белоруссия — это иное европейское измерение, эдакий аномальный восточноевропейский треугольник, в котором сбиваются приборы, бесполезны шаблоны и портятся лекала. В данном контексте стоит отметить, что «19 декабря» — это пиррова счастье во всех отношениях и (как ни парадоксально это казаться даже для белорусских наблюдателей) сумма закономерного развития комплекса процессов. Система осталась прежней, а единодушно с ней — и старые проблемы.

Дима Шиптенко , часть Совета ОО «Новая экономика» (г.Минск), избранник оргкомитета движения «За скрепа Белоруссии и России»

Контакты

Регион
Россия / Алтайский край / Барнаул

Адрес 656056, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Л.Толстого, 20в

Телефон (852) 24-48-64